Считается, что театр теней зародился в Азии свыше 1500 лет назад. Его Родиной, по праву, принято считать Китай, так как впервые театр проходил при династии Тан (618 — 907 гг.). С его возникновением связана одна легенда. У императора Ву Ханя было много наложниц, но одна ему была краше всех. Но, вот, она умерла, что повергло императора в огромное горе. Его Советники старались развеселить императора, заставить его заниматься государственными делами. Они просто хотели заглушить его боль.
И, вот, однажды один придворный художник из ослиной кожи и цветной материи создал куклу, похожую на возлюбленную императора. Используя шелковый экран и осветив его, кукла очень изящно двигалась. Художник старался подражать даже голосу наложницы. Благодаря такому «возвращению» возлюбленной, император утешился и вернулся к жизни.
Но существует и другая, более прозаичная, легенда. Раньше в Китае женщинам было запрещено смотреть выступления живых людей. Поэтому они придумали себе такое развлечение, как театр теней
Становление театра теней происходило в эпоху Пяти династий (907 — 960 гг.), Расцвет же его приходится на времена династии Сун (960 — 1279 гг.). Если верить некоторым хроникам, то монгольские воины, которые завоевали Китай в 13-м веке, очень любили смотреть представления театра теней в своих лагерях. Именно они и стали распространителями этого вида искусства по всей Османской империи. В Европу же его привезли французские миссионеры. И уже в 1767 г. В Париже и Марселе проходили представления театра теней. Их назвали Ombres Chinoises, т. е. китайские тени. Некотрые из них проходили и в кабаре, например, известно, что кабаре Черная кошка (Cabaret Le Chat Noir) в 1880 годах осуществило несколько подобных постановок, сопровождающихся яркой иллюминацией.
Чтобы просмотреть всю эволюцию театра теней, вернемся в Китай. в VI веке в императорском дворце куклы двигались посредством воды, и уже затем получили распространение марионетки. Фигурки в эпоху развития театра делались из бумаги, и уже потом стали использовать такие материалы, как: конскую, коровью и ослиную кожи. Куклу сначала вырезают из тонкой бумаги по особой народной технике, за счет чего она получается необычайно хрупкая. Для придания ей прочности из кожи выбранного животного вырезается такая же кукла, которую скрепляют с первой. Чаще всего для второй фигурки используют ослиную кожу, может, именно поэтому в народе театр теней называют : «театр кукол из ослиной кожи«. Размером куклы могут быть разными: от 30 см до 70 см. Все куклы состоят из нескольких частей, в результате чего они могут двигатся и ими легко управлять. Все действие происходило на так называемой «сцене». «Сцена» в то время представляла экран (прямоугольная деревянная рама в виде окна, обтянутая белой материей). Позади нее размещались актеры, управляющие при помощи бамбуковых палочек или впоследствии при помощи стальных прутьев. Почему же этот театр называется театром теней? Дело в том, что свет установлен таким образом, что попадая на экран, отражает силуэты персонажей. Актеры наделяю каждую фигурку своим характером. Они и комичны, и романтичны, в них чувствуется и трагизм. Все это замечательно подчеркивается музыкой, сопровождающей все представление.
В зависимости от характера постановок, манеры исполнения ролей и настроения их персонажей, китайский театр имеет множество стилей этого искусства. Например, в Южном Ляонине театр очень маленький, экран длиной всего 6 -7 см. сцена хэбэйского театра теней, наоборот, очень большой, экран в диаметре достигает 1 метра; Существует также дворцовый театр теней. Он крайне дорогой, и отличается особой вычурностью. Но характеры персонажей и размер театра, это не все признаки, отличающие 1 театр от другого. В зависимости от времени и места зарождения того или иного стиля, театры используют разные головные уборы, черты лица для своих марионеток. Например, шлем у фигурок можно снимать только в сычуаньском театре теней; очень своеобразны лица персонажей в пекинском театре теней.
Сюжеты театра теней могут быть различны. Основы берутся из легенд, сказаний, романов, музыкальных произведений и т.д. За последние годы много кукол и экспонатов китайского театра теней вывозится за границу. Там они становятся уникальными коллекциями музеев. Так, существует музей кожи, где собраны изящные произведения китайского театра теней. К сожалению, с развитием киноискусства и других видов развлечения театру тенй угрожает исчезновение. В связи с чем в Китае думаю внести заявку, чтобы данный вид искусства внесли в Реестр объектов мирового наследия ЮНЕСКО.
Стоит также отметить, что не только в Китае театр теней является популярным развлечением. С 16-го столетия подобные представления проходят и в Индии. Индийские куклы — самые большие в мире театра, сами же спектакли проходят у храма бога Шива, который считается покровителем кукол. Если следовать легенде, то в далекие времена в Индии куклы делались из цельных брусков дерева, и только один мастер осмелился сделать куклу из множества деталей. Однажды к нему в лавку забрел Шива с супругой Парвати. Кукла ей очень понравилась, и она попросила мужа позволить их духам вселиться в кукол, чтобы они смогли танцевать. Шива сделал это. Когда же развлечение им надоело, они просто забрали свои души и ушли. Но мастер был настолько потрясен увиденным, что приделал к ним нити. И куклы вновь могли танцевать. благодаря нитям.
В турецком театре теней существует главный герой – Карагиозиса. Это маленький человечек с большим носом, горбом и огромными черными глазами. Согласно легенде, Карагиозис и Хазвидад строили мечеть. Но вместо работы, они только спорили. Причем спорили иногда настолько забавно, что все остальные забывали о строительстве, и слушали их. Султан же, узнав об их спорах, разгневался и приказал их казнить. Затем же он пожалел об этом. И как милость он приказал создать кукол, похожих на них, для утехи рабочих.
А напоследок, устроим сюрприз любимому и пригласим его на представление домашнего театра теней.
Комментариев нет:
Отправить комментарий