Накануне выхода на экраны фильма «Сяо Хун» актриса Сун Цзя宋佳 получила текстовое сообщение от своего двоюродного брата: «Сестра, это ты исполняла роль Сяо Хун? А я окончил среднюю школу имени Сяо Хун!» В родном городе Сун Цзя Харбине, люди вряд ли по-настоящему знают Сяо Хун, которую называли «богиней литературы Китайской республики», но имя её известно каждому. Средняя школа имени Сяо Хун, дом-музей Сяо Хун сейчас являются городскими достопримечательностями.
Сун Цзя в средней школе уже прочитала лучший роман Сяо Хун «Река Хулань». Во время учебы в Шанхайском театральном институте Сун Цзя посмотрела сценическую адаптацию другого выдающегося произведения Сяо Хун «Жизнь и смерть». Но эти книги не произвели глубокого впечатления на юную Сун Цзя. В воспоминаниях остались разве что невежество и бедность северо-восточной деревни.
В 2011 году 31-летняя Сун Цзя получила шанс сыграть роль 31-летней Сяо Хун, которая умирает вдали от родных мест. Она увидела в этом знак судьбы. Заново перечитав роман «Река Хулань» Сун Цзя разглядела детскую манеру письма Сяо Хун, её свежесть и непосредственность. С этого момента она почувствовала ответственность за Сяо Хун: «Она - писательница, которая родилась на нашей черной земле, но она осталась недооцененной».
«Черная земля» стала духовной связью между левой писательницей того времени и современной актрисой. «В наших местах очень холодно, а люди у нас невероятно сердечны, столкновение холода и тепла изменяет характер человека» - говорит Сун Цзя.
Тем не менее, при первом чтении сценария у Сун Цзя были сомнения: «Эта история сегодня не слишком удивляет, что в ней такого авангардного?» В сценарии голод, нищета, война отходят на второй план, короткая жизнь Сяо Хун в сконцентрированном виде представляет «историю женщины и четырех мужчин»: сначала её хотели отдать замуж по договоренности родителей, затем её отношения с писателями Сяо Цзюнем, Дуаньму Хунляном, Луо Биньцзи. Рожденная для любви, она каждый раз оказывалась отвергнутой.
Режиссер фильма Хо Цзяньци говорит, что ограниченные возможности кино не могут всего охватить. Но эмоциональный опыт Сяо Хун легко находит отклик у широкой аудитории, это самая трагическая часть в судьбе Сяо Хун. Хо Цзяньци считает основным качеством Сяо Хун её «подлинность», ее душевную обнаженность, умение в тексте быстро достигать сути. Хо Цзяньци часто в текстах Сяо Хун видел полную картину, в том числе цвет и свет.
За два месяца съемок, Сун Цзя, которая родилась в 80-е годы ХХ века, пережила самые душераздирающие моменты жизни Сяо Хун, родившейся во втором десятилетии ХХ века. Географически эти события происходили в разрушенных зданиях района Даовай в Харбине, в центре влияния левых писателей – Шанхае, под обстрелом японских войск в Ухане, Гонконге. В этих обстоятельствах, героиня Сун Цзя была на пределе физиологических и психологических возможностей: она пережила голод при температуре минус 30 градусов, голодала так, что хотела воровать. Беременная, одинокая, сильный дождь, вокруг свистят пули... Сун Цзя постепенно обнаружила: даже только с точки зрения истории любви женщины, роль Сяо Хун была для неё самой сложной в её актерской жизни.
Настоящее имя Сяо Хун萧红 (1911-1942) - Чжан Найин张乃莹. Она писала под литературными псевдонимы Сяо Хун, Сяо Инь, Лин Лин и др. Её называли богиней литературы 30-х годов ХХ века. В 1935 году она стала известной, когда под псевдонимом Сяо Хун опубликовала повесть «Жизнь и смерть» «生死场». Сяо Хун родилась в семье помещика в уезде Хулань провинции Хэйлунцзян. В детстве осталась без матери. В 1930 году, не желая идти замуж без любви по старым традициям, убежала из дома, жила с соучеником по гимназии. Когда она забеременела, парень бросил Сяо Хун. Оказавшись в затруднительном положении начала писать для газет. Познакомилась с писателем Сяо Цзюнем. Завязался новый роман. Вместе с Сяо Цзюнем Сяо Хун написала сборник прозы «Торговая улица» «商市街».
В 1934 году в Шанхае Сяо Хун познакомилась с Лу Синем. В том же году завершила повесть «Жизнь и смерть». В следующем году при содействии Лу Синя повесть была опубликована, как одна из книг «серии о рабстве». Так Сяо Хун обрела место в истории современной литературы. «Жизнь и смерть» была одним из первых произведений, которые отразили жизнь и борьбу народа Северо-Востока Китая против японского милитаризма, и вызвал широкий отклик в литературном мире. Лу Синь в предисловии к первому изданию книги горячо поддержал её. После начала антияпонской войны Сяо Хун включилась в антияпонское патриотическое движение, преподавала в Народном революционном университете в городе Линьфэнь провинции Шаньдун. В 1940 году уехала в Гонконг. Сяо Хун в стиле реализма левых писателей еще написала книгу «Масперо», но она оказалась неудачной. Более успешными стали её роман воспоминаний, написанный в Гонконге, «Река Хулань» «呼兰河传» и повести воспоминаний о родных местах - «Повозка, запряженная волами» «牛车上» и «Весна в городке» «小城三月».
Из четырех выдающихся женщин периода Китайской республики у Сяо Хун самая несчастливая судьба. Она стала легендарной фигурой в истории ХХ века. История ее жизни, похожая на судьбу поэтессы эпохи Сун Ли Цинчжао, была наполнена страданиями и разочарованиями. В постоянной борьбе за жизнь, Сяо Хун не склонила головы перед судьбой.
Редко какой китайский писатель так правдиво мог изобразить невежество и бедность деревни, голод и холод жизни низших классов города. Поэт Не Ганьну сказал: «(Сяо Хун), описывая таких персонажей, когда речь шла об их личности, то, по ее словам, они являлись естественными рабами. Но когда они становятся коллективом, из-за того, что их положение изменяется от количественного к качественному, они становятся коллективным героем, героем народным, национальным героем». Литературовед Цянь Лицюнь, известный своими исследованиями творчества Лу Синя, считает, что: «Сяо Хун завершила историческую задачу, поставленную Лу Синем: правдиво, исторически описать нашу нацию, народ в состоянии перехода от «индивидуализма» к «коллективизму». Исторический вклад Сяо Хун именно в этом и состоит».
Режиссер фильма о Сяо Хун Хо Цзяньци называет её «интеллигентной женщиной», одним из качеств её характера должна быть «сдержанность». Следует сказать, это такая характеристика соответствует ожиданиям большинства людей в отношении писательницы. Но синолог Ховард Гольдблат в своем исследовании отмечает: «В шедевре Сяохун «Жизнь и смерть» есть фрагмент, описывающий яркую любовь сельской девушки Цзиньчжи и ее возлюбленного, текст наполнен дикой чувственностью. Этот фрагмент, кроме самого первого издания, из всех последующих изданий был удален».
Уже в 24 года имя Сяо Хун стало известным на литературной сцене, а Лу Синь говорил, что у нее больший потенциал, чем у Дин Лин. Но долгое время Сяо Хун критиковали за то, что она недостаточно активно участвовала в создании «литературы национальной обороны» в период антияпонской войны. С 1949 до начала 1980-х годов в Китае рассматривали Сяо Хун как маргинального писателя.
Интерес к Сяо Хун вырос после 1980 года. В начале 1980-х годов синолог Гольдблат, впервые приехав на Северо-Восток, увидел на железнодорожной станции табличку с надписью «Харбин» и заплакал: наконец он приехал в город самых первых страданий Сяо Хун. Одна за другой приезжали группы посетителей, особенно зарубежных, искавших следы жизни Сяо Хун. Это привело к тому, что писательница, при жизни оказавшаяся забытой и одинокой, постепенно стала визитной карточкой культуры Харбина и даже провинции Хэйлунцзян.
В 1986 году дом-музей Сяо Хун был внесен в перечень объектов охраны культурного наследия провинции Хэйлунцзян.
В 2000 году было предложено построить базу по производству фильмов на родине Сяо Хун в уезде Хулань, а вдоль реки Хулань создать парк культуры.
В 2007 году драматург И Фухай написал киносценарий, в котором главной героиней была Сяо Хун. К тому времени уже было издано более 70 биографий Сяо Хун, написано сотни сценариев телевизионных фильмов о ней.
В 2011 году режиссер Хо Цзяньци был приглашен снять фильм «Сяо Хун». По мнению продюсера картины, режиссер осуществил замысел в «эстетическом» стиле. В написании сценария приняла участие супруга режиссера Су Сяовэй.
В 2012 году фильм «Сяо Хун» был показан в Большом зале Дома народных собраний, в этом же году фильм получил приз за лучшую операторскую работу на Шанхайском кинофестивале.
Комментариев нет:
Отправить комментарий